|
Архив рассылки Антикризис. Внедряем бюджетирование!
Многие предприниматели еще до прихода кризиса столкнулись с
проблемой нехватки (отсутствия) денежных средств. Кризис же явно показал
остроту и нерешенность данной проблемы. В чем это выразилось в первую
очередь? А в первую очередь – это выразилось во все менее поступающих
платежах за продукцию и оказанные услуги от покупателей. Другие же
предприятия попросили отсрочки платежей, ссылаясь на отсутствие
денежных средств.
Эти и другие события показали практическое отсутствие четкой и
проработанной системы по управлению денежными средствами на
предприятиях. Необходимость в четко-проработанной программе или плану
действий в связи с резким падением поступлений денежных средств сильно
возросла. Те же предприятия, которые позаботились заранее о системе
планирования и бюджетирования менее болезненно отреагировали на кризис,
заранее просчитав множество вариантов развития событий.
Итак, можно сказать, что система планирования и бюджетирования – это
своего рода такая «подушка безопасности», которая вовремя поможет
принять необходимые меры по предотвращению нехватки денежных средств,
а также предусмотреть дальнейшие варианты и меры по решению данной
проблемы.
Если ранее большинство проблем можно было решить с помощью
офисных программ, типа Excel’а, и на некоторых предприятиях они до сих
пор решаются, то такое ведение системы планирования и бюджетирования в
нынешнее время может казаться смешным, этакий «дилетантский подход» к
решению проблемы. «Сейчас, мы накидаем бюджеты в Excel’e и все будет
хорошо». Бывали времена, когда в бухгалтериях некоторых предприятий
вели все расчеты по заработной плате в Excel’е, борясь с ячейками и все
время сбивающимися формулами.
Очень часто, встречаясь с руководителями предприятий не находишь
понимания того, что системы управления им необходимы. Конечно можно
донести до каждого руководителя то, что сейчас необходимы такие системы
которые бы помогали и облегчали управленческий труд, но лишь тогда,
когда сам руководитель осознает необходимость перемен, осознает что
«кустарные» методы должны остаться в прошлом – лишь тогда можно будет
разговаривать о необходимости внедрения систем управления.
Давайте с вами, ознакомимся с некоторыми понятиями, касающимися
нашей темы.
Платежеспособность – это способность юридического и физического лица
своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства перед
кредиторами и бюджетами всех уровней.
3
Денежный поток – положительная или отрицательная разница между
величинами поступлений и выплат денежных средств компанией за
определенный период времени.
Кассовый разрыв – временный недостаток денежных средств, необходимых
для финансирования наступивших очередных расходов. Возникает в связи с
несовпадением сроков поступления денежных средств и их расходования.
В идеале, вся деятельность по планированию и управлению денежными
средствами должна сводиться к тому, чтобы не допускать в организации
такой ситуации, когда поступающие денежные средства не покрывают их
расходование. То есть часто возникают такие ситуации, когда «банально»
подходит день выдачи заработной платы, а денежных средств в наличии нет.
Для достижения целей по автоматизации управления денежными
потоками необходимо создание системы, позволяющей оперативно отражать
данные о плановых и фактических поступлениях и выплатах, контролировать
поступления и платежи с учетом запаса ликвидности, планировать
кредитную деятельность.
И если на многих предприятиях уже ввели практику расходования
денежных средств по заявкам на ДС, в виде бланка с указанием
наименования расхода и суммы, подписанные и утвержденные финансистом
и руководителем, то это лишь начало пути или скорее всего «вырванный
кусок» из системы управления финансами. В чем проблема такого подхода?
Да только в том, что далее эти заявки просто напросто уничтожались, а им
нужна была обработка в системе управления денежными средствами. Хотя
бы если бы они записывались в простенькую базу данных для накопления
информации из заявок – все заявки можно было бы тогда проанализировать!
Зачем же нужна (необходима) постановка планирования и
бюджетирования?
Итак, как и любой другой процесс в организации – если он существует,
значит он необходим, поэтому прежде чем внедрять какие-либо системы по
управлению необходимо определиться (конкретно руководителю) с целями.
Для процесса по управлению денежными средствами – это может быть и
такая «банальная» цель как – навести порядок с финансами в организации. И
это цель!
Как часто руководители предприятий и предприниматели осознают, что
такой хаос с деньгами в организации – должен быть прекращен? И какой
руководитель не хочет порядка?
В чем проблема современных систем бюджетирования? В основе
большинства систем лежит огромная методологическая база, огромные папки
теории и дорогостоящих специалистов, которые говорят сложно и долго.
Только большие компании, в основном холдинги – могут себе позволить
4
внедрение таких систем. Но что же делать остальным? Оставаться
незащищенными и потерять надежду на развитие? Конечно же нет.
Данная рассылка как раз и создана для того, чтобы помочь руководителям,
финансистам малых и средних предприятий построить Здесь и Сейчас хотя
бы упрощенную систему бюджетирования.
Специалисты советской эпохи управления при встрече с такими понятиями
как бюджет, бюджетирование говорят – «А, да это же просто планирование,
нормирование, мы это уже проходили в советское время. Планировали
показатели, заполняли формы, отчитывались по показателям.» Но нужно
всегда помнить, что собственно современный процесс бюджетирования,
основанный на западных технологиях предполагает нечто иное, и в основе
всего лежит концепция менеджмента, предполагающая наличие миссии
организации.
Что же может быть еще в качестве целей или устремлений для системы
управления финансами?
•?Обеспечение платежеспособности предприятия;
•?Максимизация эффекта от использования денежных средств;
•?Определение кассовых разрывов и борьба с ними;
•?Анализ денежных потоков. (для выявления излишков и недостачи
денежных средств)
Сейчас уже можно сказать, что в процесс планирования и бюджетирования
должен быть вовлечен не только экономический отдел или плановый, или
просто бухгалтерия, «т.к. у них много всяких циферок есть», а ВСЕ ОТДЕЛЫ
И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ организации. Конкретнее это будет работать, если
будут приказы кто, что делает и до какого числа, и предусмотрены штрафы
за невыполнение приказов.
|
|