Компьютерная лаборатория Клюева









Архив рассылки Антикризис. Внедряем бюджетирование!

Многие предприниматели еще до прихода кризиса столкнулись с проблемой нехватки (отсутствия) денежных средств. Кризис же явно показал остроту и нерешенность данной проблемы. В чем это выразилось в первую очередь? А в первую очередь – это выразилось во все менее поступающих платежах за продукцию и оказанные услуги от покупателей. Другие же предприятия попросили отсрочки платежей, ссылаясь на отсутствие денежных средств. Эти и другие события показали практическое отсутствие четкой и проработанной системы по управлению денежными средствами на предприятиях. Необходимость в четко-проработанной программе или плану действий в связи с резким падением поступлений денежных средств сильно возросла. Те же предприятия, которые позаботились заранее о системе планирования и бюджетирования менее болезненно отреагировали на кризис, заранее просчитав множество вариантов развития событий. Итак, можно сказать, что система планирования и бюджетирования – это своего рода такая «подушка безопасности», которая вовремя поможет принять необходимые меры по предотвращению нехватки денежных средств, а также предусмотреть дальнейшие варианты и меры по решению данной проблемы. Если ранее большинство проблем можно было решить с помощью офисных программ, типа Excel’а, и на некоторых предприятиях они до сих пор решаются, то такое ведение системы планирования и бюджетирования в нынешнее время может казаться смешным, этакий «дилетантский подход» к решению проблемы. «Сейчас, мы накидаем бюджеты в Excel’e и все будет хорошо». Бывали времена, когда в бухгалтериях некоторых предприятий вели все расчеты по заработной плате в Excel’е, борясь с ячейками и все время сбивающимися формулами. Очень часто, встречаясь с руководителями предприятий не находишь понимания того, что системы управления им необходимы. Конечно можно донести до каждого руководителя то, что сейчас необходимы такие системы которые бы помогали и облегчали управленческий труд, но лишь тогда, когда сам руководитель осознает необходимость перемен, осознает что «кустарные» методы должны остаться в прошлом – лишь тогда можно будет разговаривать о необходимости внедрения систем управления. Давайте с вами, ознакомимся с некоторыми понятиями, касающимися нашей темы. Платежеспособность – это способность юридического и физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства перед кредиторами и бюджетами всех уровней. 3 Денежный поток – положительная или отрицательная разница между величинами поступлений и выплат денежных средств компанией за определенный период времени. Кассовый разрыв – временный недостаток денежных средств, необходимых для финансирования наступивших очередных расходов. Возникает в связи с несовпадением сроков поступления денежных средств и их расходования. В идеале, вся деятельность по планированию и управлению денежными средствами должна сводиться к тому, чтобы не допускать в организации такой ситуации, когда поступающие денежные средства не покрывают их расходование. То есть часто возникают такие ситуации, когда «банально» подходит день выдачи заработной платы, а денежных средств в наличии нет. Для достижения целей по автоматизации управления денежными потоками необходимо создание системы, позволяющей оперативно отражать данные о плановых и фактических поступлениях и выплатах, контролировать поступления и платежи с учетом запаса ликвидности, планировать кредитную деятельность. И если на многих предприятиях уже ввели практику расходования денежных средств по заявкам на ДС, в виде бланка с указанием наименования расхода и суммы, подписанные и утвержденные финансистом и руководителем, то это лишь начало пути или скорее всего «вырванный кусок» из системы управления финансами. В чем проблема такого подхода? Да только в том, что далее эти заявки просто напросто уничтожались, а им нужна была обработка в системе управления денежными средствами. Хотя бы если бы они записывались в простенькую базу данных для накопления информации из заявок – все заявки можно было бы тогда проанализировать! Зачем же нужна (необходима) постановка планирования и бюджетирования? Итак, как и любой другой процесс в организации – если он существует, значит он необходим, поэтому прежде чем внедрять какие-либо системы по управлению необходимо определиться (конкретно руководителю) с целями. Для процесса по управлению денежными средствами – это может быть и такая «банальная» цель как – навести порядок с финансами в организации. И это цель! Как часто руководители предприятий и предприниматели осознают, что такой хаос с деньгами в организации – должен быть прекращен? И какой руководитель не хочет порядка? В чем проблема современных систем бюджетирования? В основе большинства систем лежит огромная методологическая база, огромные папки теории и дорогостоящих специалистов, которые говорят сложно и долго. Только большие компании, в основном холдинги – могут себе позволить 4 внедрение таких систем. Но что же делать остальным? Оставаться незащищенными и потерять надежду на развитие? Конечно же нет. Данная рассылка как раз и создана для того, чтобы помочь руководителям, финансистам малых и средних предприятий построить Здесь и Сейчас хотя бы упрощенную систему бюджетирования. Специалисты советской эпохи управления при встрече с такими понятиями как бюджет, бюджетирование говорят – «А, да это же просто планирование, нормирование, мы это уже проходили в советское время. Планировали показатели, заполняли формы, отчитывались по показателям.» Но нужно всегда помнить, что собственно современный процесс бюджетирования, основанный на западных технологиях предполагает нечто иное, и в основе всего лежит концепция менеджмента, предполагающая наличие миссии организации. Что же может быть еще в качестве целей или устремлений для системы управления финансами? •?Обеспечение платежеспособности предприятия; •?Максимизация эффекта от использования денежных средств; •?Определение кассовых разрывов и борьба с ними; •?Анализ денежных потоков. (для выявления излишков и недостачи денежных средств) Сейчас уже можно сказать, что в процесс планирования и бюджетирования должен быть вовлечен не только экономический отдел или плановый, или просто бухгалтерия, «т.к. у них много всяких циферок есть», а ВСЕ ОТДЕЛЫ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ организации. Конкретнее это будет работать, если будут приказы кто, что делает и до какого числа, и предусмотрены штрафы за невыполнение приказов.